5 симптомов гениальности
Попробуйте четко и коротко сформулировать определение гения. Вряд ли получится. Мы просто чувствуем это: да, это произведение искусства создал гений; да, это был поступок гениального человека.
Заметьте, что об этом мы говорим всегда в прошедшем времени. Нельзя сказать: завтра будет сделано гениальное открытие. Вернее, сказать-то можно, и даже открытие может быть сделано завтра, но оценить, станет ли оно гениальным, заранее нельзя. Для этого, как говорят ученые, нужно признание его гениальности социумом.
А проще говоря, все общество в целом и каждый его член в отдельности должны воскликнуть: "Ах, это гениально!" Иными словами, гений в отличие от таланта - это не только высшая степень одаренности, но это обязательно и создание новых, гениальных творений. Нет творения, не было поступка, не состоялось сражение - нет и гения.
"Темное царство"
Все гении в истории человечества известны поименно. Поэтому не составляет труда подсчитать частоту их встречаемости - 1:50 000 000, один признанный гений на 50 миллионов человек. А сколько остается непризнанными, даже страшно подумать! Хотя тут и гадать не надо. По данным генетиков, частота рождения потенциального гения 1:100 000. Причем время и место их появления на свет никак не зависят от страны, национальности, исторического времени. Во все времена на всех континентах, во дворцах и в лачугах, подчиняясь генетическому закону Харди-Вайнберга, на каждые сто тысяч младенцев, родившихся на планете Земля, приходится один гений.
В каком же "темном царстве" мы живем, что лишь один из пятисот потенциальных гениев имеет возможность реализовать данное ему от природы, а остальные 499 так и остаются непризнанными! Впрочем, сетовать в лучших традициях русской либеральной журналистики на математическую статистику бесполезно и даже "контрпродуктивно" (как нынче выражаются вполне интеллигентные по внешнему виду люди). Просто представим себе страну, где никто не любит, например, музыку. Там не будет музыкальных школ, консерваторий, филармоний, концертных залов и магазинов, где продают музыкальные инструменты. В итоге: даже если будущий Моцарт или Паганини сам вручную сделает скрипку, все равно его талант не будет востребован, и гений не состоится.
Кстати, вы заметили, что при так называемых тоталитарных режимах особенно востребованы гении в области "зрелищ" - изящных искусств и спорта: исполнители, композиторы, поэты, писатели, художники, чемпионы. А что касается гениев в областях, как-то касающихся основ режима, например в экономике, политике, военном деле, фундаментальной науке, то тут все зависит от того, когда, кем и для каких целей востребуется их "дар Божий".
"Могучая гармония"
Впрочем, все это описано в одном из автобиографических рассказов Бабеля про Одессу "Пробуждение": "...В течение десятилетий наш город поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира. Из Одессы вышли Миша Эльман, Цимбалист, Габрилович, у нас начинал Яша Хейфец.
Когда мальчику исполнялось четыре или пять лет - мать вела крохотное, хилое это существо к господину Загурскому. Загурский содержал фабрику вундеркиндов... Он выискивал их в молдаванских трущобах, в зловонных дворах Старого базара. Загурский давал первое направление, потом дети отправлялись к профессору Ауэру в Петербург. В душах этих заморышей с синими раздутыми головами жила могучая гармония. Они стали прославленными виртуозами".
В том-то и дело! Они стали прославленными виртуозами не потому, что за один выход Яша Хейфец получал восемьсот рублей, а при пятнадцати концертах в месяц - 12 тысяч в год (то есть на две тысячи больше, чем полный генерал, то есть особа 2-го класса в табели и рангах). И не потому, что их отцы - "маклеры, лавочники, служащие в банках и пароходных конторах, - не видя себе ходу, придумали лотерею" для своих детей. А потому, что "могучая гармония" в душе Яши Хейфеца жила исходно.
"Могучий рефлекс"
Хотя, конечно, без так называемого "импрессинга", то есть выработки с помощью родителей, воспитателей, педагогов у одаренного ребенка твердых ценностных установок - к чему надо стремиться в жизни и как этого достичь, - гений мог бы не состояться. Как говорил наш выдающийся генетик Владимир Павлович Эфроимсон, должен быть "могучий рефлекс цели". А еще раньше то же самое заметила Марина Ивановна Цветаева: "Гения без воли нет".
Например, у самого маленького Бабеля, которого тоже отдали на растерзание господину Загурскому, не то что воли - вообще никакого желания посвятить себя музыке не было. У него был другой "могучий рефлекс цели". Проигрывая скрипичные упражнения, он ставил на пюпитре книги Тургенева или Дюма - и, пиликая, пожирал страницу за страницей.
А вот приятель маленького Бабеля, тоже сбегавший с занятий Загурского, некто Неманов имел другой "могучий рефлекс цели": "...Он с восьми лет занимался самой замысловатой торговлей в мире. Он был гений в торговых делах и исполнил все, что обещал. Теперь он миллионер в Нью-Йорке, директор General Motors C, компании столь же могущественной: как и Форд". Иными словами, гений делает то, что должен. Талант - то, что может.
Исключение из правил?
Вы скажете: а как же Пушкин? Ведь вряд ли кто-нибудь, будучи в здравом уме и памяти, усомнится в гениальности Александра Сергеевича. Даже то, что в начале июня в течение целой недели нас, как слабоумных, убеждали в его гениальности с экранов телевизоров все, у кого была такая возможность, никак не могло повлиять на объективный факт: Пушкин - гений.
Конечно, он вырос в благоприятной для развития его дарования среде. В семье всегда царил дух почитания литературного таланта. Отец Сергей Львович сам занимался стихосложением, дядя Василий Львович тоже писал стихи и даже состоял в литературном обществе "Арзамас" (был членом Союза писателей - по-нынешнему), куда потом вошел Пушкин. То есть в данном случае "импрессинг" присутствовал. Востребованность поэтического таланта русским обществом того времени тоже не вызывала сомнения. Но "могучего рефлекса цели" (по Эфроимсону), или сильной "воли" (по Цветаевой) приписать Пушкину никак нельзя.
Он не был, как сейчас принято говорить, человеком упертым, скорее - наоборот. Но со всей неизбежностью судьбы стал гением. Значит, в природе человека существует нечто более сильное, чем природный талант и сила воли. Нечто, что может буквально вытолкнуть человека из общего ряда настолько далеко, что он просто обречен стать гением.
Пять предтеч гениальности
Сейчас уже ясно, что это нечто - целая совокупность генетических, то есть наследуемых, факторов, которые доводят природный талант человека до уровня гениальности. Сколько всего таких наследуемых особенностей - десять, сто, двести или еще больше, пока неизвестно. Но пять генетических факторов гениальности уже определены с большой долей вероятности. Все они подробно описаны в книге Эфроимсона "Генетика и гениальность", наконец-то изданной в прошлом году издательством "Русский мир", а до того почти двадцать лет томившейся в виде рукописи "Генетика гениальности", депонированной в ВИНИТИ.
Во-первых, это - только не смейтесь - высоколобость в самом прямом смысле слова. Чем выше лоб, тем человек умнее.
Во-вторых, гиперурикемия - повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты. Она по химическому строению сходна с кофеином и теобромином общеизвестными стимуляторами умственной активности. Если мы выпиваем стакан крепкого чая или чашку кофе, чтобы взбодрить себя в целом и свой мозг в частности, то человек, страдающий гиперурикемией, как бы постоянно "чифирит".
Третья генетическая особенность гениев - синдром Маана: высокий рост при худом, сухом теле, паукообразные пальцы, длинные конечности и, как правило, подвывих хрусталика глаза, а также часто врожденный порок сердца. И еще один признак - повышенный выброс адреналина, сильнейшего стимулятора общей и умственной активности. Люди с синдромом Маана, как правило, выделяются потрясающей жизненной энергией.
Четвертое характерное свойство гениев - циклотимия, или резкие перепады настроения. Циклотимия состоит из двух фаз. Гипотимия - апатия, тоска, "короче, русская хандра" - в один момент сменяется гипертимией - прекрасным настроением и желанием делать добро, работать, творить. Какое именно вещество в нашем организме отвечает за столь разительную неуравновешенность, пока неизвестно. Но феномен существует, и документально подтверждено, что многие гении создавали самые значительные свои шедевры как раз в период гипертимии.
И наконец, пятая из известных на сегодня врожденных особенностей гениев - это синдром Мориса, или синдром тестикулярной феминизации. А попросту говоря, разновидность гермафродитизма. Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом "легкоатлетического" типа, бесплодные и, как правило, не менструирующие (хотя иногда бывает и это).
Разумеется, связь всех этих генетических признаков с гениальностью не такая строгая, как в арифметике, где дважды два - всегда четыре, а статистическая, вероятностная. Гений не обязательно имеет все пять признаков сразу, достаточно одного, двух. Наконец, встречаются личности с явными признаками гениальности, но с явным отсутствием всех пяти перечисленных признаков. Вот у них, вероятно, есть что-то другое, пока не известное науке.
Если опустить первый из признаков (высоколобость) из-за его очевидности, то второй (гиперурикемия) был характерен, например, для Филиппа и его сына Александра Македонских; синдром Маана - для Авраама Линкольна и Ханса Кристиана Андерсена; четвертый (циклотимия) - для Франца Шуберта и Петра Чаадаева; пятый - для Жанны д`Арк.
"Хандра ждала его на страже..."
"Эк как ловко получается! - может сказать читатель. - Написать можно что угодно, бумага стерпит, тем более что поди сейчас проверь, чем болели отец и сын Македонские - гиперурикемией или диабетом". Вот и давайте посмотрим, можно ли это проверить, ну хотя бы на более интересном для нас примере, чем Македонские. Попробуем примерить к теории Эфроимсона насчет генетики и гениальности Пушкина.
Первый, третий и пятый признаки для Александра Сергеевича явно не подходят. Остаются второй и четвертый. Прослеживаются ли они как наследуемые признаки в родословной поэта? Начнем с циклотимии, выявить которую легче, потому что неуравновешенность психики, резкие перепады настроения, апатия, беспричинная на первый взгляд тоска бросаются в глаза окружающим и наверняка засвидетельствованы в воспоминаниях современников людей, о которых идет речь, - предков Пушкина.
О бабке Пушкина, О.В.Чичериной, бывшей замужем за грозным Львом Александровичем Пушкиным, сведений очень мало. Известно, что происходила она от некоего итальянца, попавшего в Россию в XV веке. Особенности ее внешности - покатый лоб, удлиненный, с горбинкой, нос и характерный разрез глаз - унаследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта, и Сергей Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич. Поэтому бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова, не совсем верно: в основном чичеринская, "италийская". Однако для нас важно другое. По свидетельствам всех без исключения знавших ее людей, Чичерина была натурой импульсивной, склонной к переменам настроения и хандре.
Дядя и отец Пушкина унаследовали от своей матери не только специфические черты внешности, но и особенности ее характера и в этом плане мало напоминали отца - натуру сильную, жесткую, деятельную, расчетливую. По свидетельствам современников, оба брата, Василий и Сергей Львовичи, были на редкость не приспособлены к практической жизни, хозяйствовали из рук вон плохо, отличались неустойчивой психикой, непоседливостью. Существенно, что, как и у их матери, у них нередко возникали периоды резкого спада настроения, апатия, тоска. Таким образом Василий и Сергей Львовичи по специфике характера (и внешности) - в большей степени Чичерины, чем Пушкины.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была дочерью "сорвиголовы и ужаса всей семьи" Осипа Абрамовича Ганнибала и уравновешенной, любвеобильной Марии Алексеевны Пушкиной. Но у самой Надежды Осиповны стойко проявляются и такие свойства, которых нет у ее родителей: резкие перепады настроения - от возбуждения до полного равнодушия, апатии, длительная хандра, тоска. Иначе говоря, та же циклотимия, которая была свойственна и ее мужу, Сергею Львовичу, отцу поэта. "В управление домом она (Надежда Осиповна. - Ред.) внесла только свою вспыльчивость да "резкие, частые переходы от гнева... к полному равнодушию и апатии относительно происходящего вокруг. Это уже лежало в самой ее природе" (П. В. Анненков).
Таким образом родители поэта, будучи кровными родственниками (троюродным дядей и племянницей), оказались, как говорят ученые, характерологически сходными. А теперь давайте посмотрим: нет ли в генеалогии поэта указаний на другой генетико-физиологический фактор гениальности - гиперурикемию?
"Рюматизмы"
Отец Пушкина, Сергей Львович, страдал подагрой, так же как и племянник поэта, один из детей его брата, Льва Сергеевича. Еще одно указание на подагру в генеалогии Пушкина находим у В.В.Вересаева - речь идет о дяде поэта, Василии Львовиче: "Он еле двигался от подагры, его мучившей".
Кроме того, брат поэта, Лев Сергеевич, и его дочь, а также оба сына А.С.Пушкина страдали "артритизмом". Расплывчатость этого немедицинского, сугубо житейского термина не дает оснований однозначно предполагать подагру, однако не исключено, что речь идет о подагрическом предрасположении.
Что касается самого поэта, то В.И.Даль описывает, как Пушкин пришел к нему хромая, с палкой, и жаловался, что его совсем замучили "рюматизмы". Указания на "рюматизм" неоднократно исходят и от самого Пушкина. В одном из писем он, правда, изменяет терминологию - "аневризм", однако дело не в этом: периодически возникающие боли в ногах и затруднения походки бывали у него несомненно, вплоть до того, что на время приковывали к постели.
Анализируя все эти данные, можно заключить, что речь идет о наследовании подагры, точнее, подагрического предрасположения, которое иногда переходило в развернутое заболевание. Сам же Пушкин почти достоверно был передатчиком подагрического предрасположения, что, собственно, и требовалось доказать. Ибо подагрическая предрасположенность как раз и определяется наследуемым нарушением уровня мочевой кислоты в организме, то есть гиперурикемией. Вот и все, что касается генетики гениальности Пушкина.
В ожидании переизбытка гениев
Если раньше модно было говорить о сталинском геноциде интеллигенции, то нынче не мелочатся, говорят о геноциде всего русского народа. Прежде всего, во второй половине нашего века преобладание смертности над рождаемостью заметно и неуклонно растет у большинства европейских, или так называемых цивилизованных народов, где геноцидом и не пахнет. Но как бы там ни было, по уже упоминавшемуся закону Харди-Вайнберга снижение численности русского народа (равно как и любого другого народа) никак не повлияет на частоту рождаемости среди этого народа гениев и негодяев.
Сколько их рождалось в процентном отношении, столько и будет рождаться. Откуда вытекает одна, впрочем давно и без всякой науки известная, истина: победить народ нельзя, его можно только убить, истребить дотла. Это очень важно понять: потенциальных гениев рождается один на сто тысяч на всей планете Земля, и распределяются они по странам и народам случайно, вне зависимости от численности этих народов. Народ может вообще состоять из ста человек, все равно вероятность, что среди них родится будущий гений, точно такая же, как и для миллиардного Китая.
Грубо говоря, в XXI веке в не очень большой по населению и совершенно свободной стране под названием Россия гениев будет... больше. Может быть, даже намного больше, чем мы себе представляем. Задача будущих поколений - просто дать им возможность проявить себя.
И вторая тоже очень важная вещь, хотя не столь вдохновляющая. Становится признанным гением только один из пятисот рожденных исходно гениальными - так было везде и во все времена. И нет никаких оснований считать, что мы живем в какое-то особое, слишком плохое или слишком хорошее, время. Просто мы живем в свое время, как до нас жили люди - тоже в свое время.
Правда, в будущем, когда ученые выяснят все наследственные признаки гениальности (а рано или поздно это произойдет), останется лишь брать у младенца капельку крови на анализ и выдавать родителям сертификат: "Будущий гений в области поэзии (музыки, политики...)". Ну, а дальше... Ясно, что будет дальше: методы генной инженерии уже сейчас позволяют корректировать наследственные признаки: убирать один, добавлять другой. Пока, правда, только у картофеля и помидоров. Но, как говорится, лиха беда - начало.
Б. Горзев, С. Кутепов,
Материалы по теме:
Как не проворонить своего вундеркинда.
Попробуйте четко и коротко сформулировать определение гения. Вряд ли получится. Мы просто чувствуем это: да, это произведение искусства создал гений; да, это был поступок гениального человека.
Заметьте, что об этом мы говорим всегда в прошедшем времени. Нельзя сказать: завтра будет сделано гениальное открытие. Вернее, сказать-то можно, и даже открытие может быть сделано завтра, но оценить, станет ли оно гениальным, заранее нельзя. Для этого, как говорят ученые, нужно признание его гениальности социумом.
А проще говоря, все общество в целом и каждый его член в отдельности должны воскликнуть: "Ах, это гениально!" Иными словами, гений в отличие от таланта - это не только высшая степень одаренности, но это обязательно и создание новых, гениальных творений. Нет творения, не было поступка, не состоялось сражение - нет и гения.
"Темное царство"
Все гении в истории человечества известны поименно. Поэтому не составляет труда подсчитать частоту их встречаемости - 1:50 000 000, один признанный гений на 50 миллионов человек. А сколько остается непризнанными, даже страшно подумать! Хотя тут и гадать не надо. По данным генетиков, частота рождения потенциального гения 1:100 000. Причем время и место их появления на свет никак не зависят от страны, национальности, исторического времени. Во все времена на всех континентах, во дворцах и в лачугах, подчиняясь генетическому закону Харди-Вайнберга, на каждые сто тысяч младенцев, родившихся на планете Земля, приходится один гений.
В каком же "темном царстве" мы живем, что лишь один из пятисот потенциальных гениев имеет возможность реализовать данное ему от природы, а остальные 499 так и остаются непризнанными! Впрочем, сетовать в лучших традициях русской либеральной журналистики на математическую статистику бесполезно и даже "контрпродуктивно" (как нынче выражаются вполне интеллигентные по внешнему виду люди). Просто представим себе страну, где никто не любит, например, музыку. Там не будет музыкальных школ, консерваторий, филармоний, концертных залов и магазинов, где продают музыкальные инструменты. В итоге: даже если будущий Моцарт или Паганини сам вручную сделает скрипку, все равно его талант не будет востребован, и гений не состоится.
Кстати, вы заметили, что при так называемых тоталитарных режимах особенно востребованы гении в области "зрелищ" - изящных искусств и спорта: исполнители, композиторы, поэты, писатели, художники, чемпионы. А что касается гениев в областях, как-то касающихся основ режима, например в экономике, политике, военном деле, фундаментальной науке, то тут все зависит от того, когда, кем и для каких целей востребуется их "дар Божий".
"Могучая гармония"
Впрочем, все это описано в одном из автобиографических рассказов Бабеля про Одессу "Пробуждение": "...В течение десятилетий наш город поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира. Из Одессы вышли Миша Эльман, Цимбалист, Габрилович, у нас начинал Яша Хейфец.
Когда мальчику исполнялось четыре или пять лет - мать вела крохотное, хилое это существо к господину Загурскому. Загурский содержал фабрику вундеркиндов... Он выискивал их в молдаванских трущобах, в зловонных дворах Старого базара. Загурский давал первое направление, потом дети отправлялись к профессору Ауэру в Петербург. В душах этих заморышей с синими раздутыми головами жила могучая гармония. Они стали прославленными виртуозами".
В том-то и дело! Они стали прославленными виртуозами не потому, что за один выход Яша Хейфец получал восемьсот рублей, а при пятнадцати концертах в месяц - 12 тысяч в год (то есть на две тысячи больше, чем полный генерал, то есть особа 2-го класса в табели и рангах). И не потому, что их отцы - "маклеры, лавочники, служащие в банках и пароходных конторах, - не видя себе ходу, придумали лотерею" для своих детей. А потому, что "могучая гармония" в душе Яши Хейфеца жила исходно.
"Могучий рефлекс"
Хотя, конечно, без так называемого "импрессинга", то есть выработки с помощью родителей, воспитателей, педагогов у одаренного ребенка твердых ценностных установок - к чему надо стремиться в жизни и как этого достичь, - гений мог бы не состояться. Как говорил наш выдающийся генетик Владимир Павлович Эфроимсон, должен быть "могучий рефлекс цели". А еще раньше то же самое заметила Марина Ивановна Цветаева: "Гения без воли нет".
Например, у самого маленького Бабеля, которого тоже отдали на растерзание господину Загурскому, не то что воли - вообще никакого желания посвятить себя музыке не было. У него был другой "могучий рефлекс цели". Проигрывая скрипичные упражнения, он ставил на пюпитре книги Тургенева или Дюма - и, пиликая, пожирал страницу за страницей.
А вот приятель маленького Бабеля, тоже сбегавший с занятий Загурского, некто Неманов имел другой "могучий рефлекс цели": "...Он с восьми лет занимался самой замысловатой торговлей в мире. Он был гений в торговых делах и исполнил все, что обещал. Теперь он миллионер в Нью-Йорке, директор General Motors C, компании столь же могущественной: как и Форд". Иными словами, гений делает то, что должен. Талант - то, что может.
Исключение из правил?
Вы скажете: а как же Пушкин? Ведь вряд ли кто-нибудь, будучи в здравом уме и памяти, усомнится в гениальности Александра Сергеевича. Даже то, что в начале июня в течение целой недели нас, как слабоумных, убеждали в его гениальности с экранов телевизоров все, у кого была такая возможность, никак не могло повлиять на объективный факт: Пушкин - гений.
Конечно, он вырос в благоприятной для развития его дарования среде. В семье всегда царил дух почитания литературного таланта. Отец Сергей Львович сам занимался стихосложением, дядя Василий Львович тоже писал стихи и даже состоял в литературном обществе "Арзамас" (был членом Союза писателей - по-нынешнему), куда потом вошел Пушкин. То есть в данном случае "импрессинг" присутствовал. Востребованность поэтического таланта русским обществом того времени тоже не вызывала сомнения. Но "могучего рефлекса цели" (по Эфроимсону), или сильной "воли" (по Цветаевой) приписать Пушкину никак нельзя.
Он не был, как сейчас принято говорить, человеком упертым, скорее - наоборот. Но со всей неизбежностью судьбы стал гением. Значит, в природе человека существует нечто более сильное, чем природный талант и сила воли. Нечто, что может буквально вытолкнуть человека из общего ряда настолько далеко, что он просто обречен стать гением.
Пять предтеч гениальности
Сейчас уже ясно, что это нечто - целая совокупность генетических, то есть наследуемых, факторов, которые доводят природный талант человека до уровня гениальности. Сколько всего таких наследуемых особенностей - десять, сто, двести или еще больше, пока неизвестно. Но пять генетических факторов гениальности уже определены с большой долей вероятности. Все они подробно описаны в книге Эфроимсона "Генетика и гениальность", наконец-то изданной в прошлом году издательством "Русский мир", а до того почти двадцать лет томившейся в виде рукописи "Генетика гениальности", депонированной в ВИНИТИ.
Во-первых, это - только не смейтесь - высоколобость в самом прямом смысле слова. Чем выше лоб, тем человек умнее.
Во-вторых, гиперурикемия - повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты. Она по химическому строению сходна с кофеином и теобромином общеизвестными стимуляторами умственной активности. Если мы выпиваем стакан крепкого чая или чашку кофе, чтобы взбодрить себя в целом и свой мозг в частности, то человек, страдающий гиперурикемией, как бы постоянно "чифирит".
Третья генетическая особенность гениев - синдром Маана: высокий рост при худом, сухом теле, паукообразные пальцы, длинные конечности и, как правило, подвывих хрусталика глаза, а также часто врожденный порок сердца. И еще один признак - повышенный выброс адреналина, сильнейшего стимулятора общей и умственной активности. Люди с синдромом Маана, как правило, выделяются потрясающей жизненной энергией.
Четвертое характерное свойство гениев - циклотимия, или резкие перепады настроения. Циклотимия состоит из двух фаз. Гипотимия - апатия, тоска, "короче, русская хандра" - в один момент сменяется гипертимией - прекрасным настроением и желанием делать добро, работать, творить. Какое именно вещество в нашем организме отвечает за столь разительную неуравновешенность, пока неизвестно. Но феномен существует, и документально подтверждено, что многие гении создавали самые значительные свои шедевры как раз в период гипертимии.
И наконец, пятая из известных на сегодня врожденных особенностей гениев - это синдром Мориса, или синдром тестикулярной феминизации. А попросту говоря, разновидность гермафродитизма. Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом "легкоатлетического" типа, бесплодные и, как правило, не менструирующие (хотя иногда бывает и это).
Разумеется, связь всех этих генетических признаков с гениальностью не такая строгая, как в арифметике, где дважды два - всегда четыре, а статистическая, вероятностная. Гений не обязательно имеет все пять признаков сразу, достаточно одного, двух. Наконец, встречаются личности с явными признаками гениальности, но с явным отсутствием всех пяти перечисленных признаков. Вот у них, вероятно, есть что-то другое, пока не известное науке.
Если опустить первый из признаков (высоколобость) из-за его очевидности, то второй (гиперурикемия) был характерен, например, для Филиппа и его сына Александра Македонских; синдром Маана - для Авраама Линкольна и Ханса Кристиана Андерсена; четвертый (циклотимия) - для Франца Шуберта и Петра Чаадаева; пятый - для Жанны д`Арк.
"Хандра ждала его на страже..."
"Эк как ловко получается! - может сказать читатель. - Написать можно что угодно, бумага стерпит, тем более что поди сейчас проверь, чем болели отец и сын Македонские - гиперурикемией или диабетом". Вот и давайте посмотрим, можно ли это проверить, ну хотя бы на более интересном для нас примере, чем Македонские. Попробуем примерить к теории Эфроимсона насчет генетики и гениальности Пушкина.
Первый, третий и пятый признаки для Александра Сергеевича явно не подходят. Остаются второй и четвертый. Прослеживаются ли они как наследуемые признаки в родословной поэта? Начнем с циклотимии, выявить которую легче, потому что неуравновешенность психики, резкие перепады настроения, апатия, беспричинная на первый взгляд тоска бросаются в глаза окружающим и наверняка засвидетельствованы в воспоминаниях современников людей, о которых идет речь, - предков Пушкина.
О бабке Пушкина, О.В.Чичериной, бывшей замужем за грозным Львом Александровичем Пушкиным, сведений очень мало. Известно, что происходила она от некоего итальянца, попавшего в Россию в XV веке. Особенности ее внешности - покатый лоб, удлиненный, с горбинкой, нос и характерный разрез глаз - унаследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта, и Сергей Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич. Поэтому бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова, не совсем верно: в основном чичеринская, "италийская". Однако для нас важно другое. По свидетельствам всех без исключения знавших ее людей, Чичерина была натурой импульсивной, склонной к переменам настроения и хандре.
Дядя и отец Пушкина унаследовали от своей матери не только специфические черты внешности, но и особенности ее характера и в этом плане мало напоминали отца - натуру сильную, жесткую, деятельную, расчетливую. По свидетельствам современников, оба брата, Василий и Сергей Львовичи, были на редкость не приспособлены к практической жизни, хозяйствовали из рук вон плохо, отличались неустойчивой психикой, непоседливостью. Существенно, что, как и у их матери, у них нередко возникали периоды резкого спада настроения, апатия, тоска. Таким образом Василий и Сергей Львовичи по специфике характера (и внешности) - в большей степени Чичерины, чем Пушкины.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была дочерью "сорвиголовы и ужаса всей семьи" Осипа Абрамовича Ганнибала и уравновешенной, любвеобильной Марии Алексеевны Пушкиной. Но у самой Надежды Осиповны стойко проявляются и такие свойства, которых нет у ее родителей: резкие перепады настроения - от возбуждения до полного равнодушия, апатии, длительная хандра, тоска. Иначе говоря, та же циклотимия, которая была свойственна и ее мужу, Сергею Львовичу, отцу поэта. "В управление домом она (Надежда Осиповна. - Ред.) внесла только свою вспыльчивость да "резкие, частые переходы от гнева... к полному равнодушию и апатии относительно происходящего вокруг. Это уже лежало в самой ее природе" (П. В. Анненков).
Таким образом родители поэта, будучи кровными родственниками (троюродным дядей и племянницей), оказались, как говорят ученые, характерологически сходными. А теперь давайте посмотрим: нет ли в генеалогии поэта указаний на другой генетико-физиологический фактор гениальности - гиперурикемию?
"Рюматизмы"
Отец Пушкина, Сергей Львович, страдал подагрой, так же как и племянник поэта, один из детей его брата, Льва Сергеевича. Еще одно указание на подагру в генеалогии Пушкина находим у В.В.Вересаева - речь идет о дяде поэта, Василии Львовиче: "Он еле двигался от подагры, его мучившей".
Кроме того, брат поэта, Лев Сергеевич, и его дочь, а также оба сына А.С.Пушкина страдали "артритизмом". Расплывчатость этого немедицинского, сугубо житейского термина не дает оснований однозначно предполагать подагру, однако не исключено, что речь идет о подагрическом предрасположении.
Что касается самого поэта, то В.И.Даль описывает, как Пушкин пришел к нему хромая, с палкой, и жаловался, что его совсем замучили "рюматизмы". Указания на "рюматизм" неоднократно исходят и от самого Пушкина. В одном из писем он, правда, изменяет терминологию - "аневризм", однако дело не в этом: периодически возникающие боли в ногах и затруднения походки бывали у него несомненно, вплоть до того, что на время приковывали к постели.
Анализируя все эти данные, можно заключить, что речь идет о наследовании подагры, точнее, подагрического предрасположения, которое иногда переходило в развернутое заболевание. Сам же Пушкин почти достоверно был передатчиком подагрического предрасположения, что, собственно, и требовалось доказать. Ибо подагрическая предрасположенность как раз и определяется наследуемым нарушением уровня мочевой кислоты в организме, то есть гиперурикемией. Вот и все, что касается генетики гениальности Пушкина.
В ожидании переизбытка гениев
Если раньше модно было говорить о сталинском геноциде интеллигенции, то нынче не мелочатся, говорят о геноциде всего русского народа. Прежде всего, во второй половине нашего века преобладание смертности над рождаемостью заметно и неуклонно растет у большинства европейских, или так называемых цивилизованных народов, где геноцидом и не пахнет. Но как бы там ни было, по уже упоминавшемуся закону Харди-Вайнберга снижение численности русского народа (равно как и любого другого народа) никак не повлияет на частоту рождаемости среди этого народа гениев и негодяев.
Сколько их рождалось в процентном отношении, столько и будет рождаться. Откуда вытекает одна, впрочем давно и без всякой науки известная, истина: победить народ нельзя, его можно только убить, истребить дотла. Это очень важно понять: потенциальных гениев рождается один на сто тысяч на всей планете Земля, и распределяются они по странам и народам случайно, вне зависимости от численности этих народов. Народ может вообще состоять из ста человек, все равно вероятность, что среди них родится будущий гений, точно такая же, как и для миллиардного Китая.
Грубо говоря, в XXI веке в не очень большой по населению и совершенно свободной стране под названием Россия гениев будет... больше. Может быть, даже намного больше, чем мы себе представляем. Задача будущих поколений - просто дать им возможность проявить себя.
И вторая тоже очень важная вещь, хотя не столь вдохновляющая. Становится признанным гением только один из пятисот рожденных исходно гениальными - так было везде и во все времена. И нет никаких оснований считать, что мы живем в какое-то особое, слишком плохое или слишком хорошее, время. Просто мы живем в свое время, как до нас жили люди - тоже в свое время.
Правда, в будущем, когда ученые выяснят все наследственные признаки гениальности (а рано или поздно это произойдет), останется лишь брать у младенца капельку крови на анализ и выдавать родителям сертификат: "Будущий гений в области поэзии (музыки, политики...)". Ну, а дальше... Ясно, что будет дальше: методы генной инженерии уже сейчас позволяют корректировать наследственные признаки: убирать один, добавлять другой. Пока, правда, только у картофеля и помидоров. Но, как говорится, лиха беда - начало.
Б. Горзев, С. Кутепов,
Материалы по теме:
Как не проворонить своего вундеркинда.
Ищете как раскрутить свой ресурс?
Заявите о себе на новом сайте объявлений Прибалтики >>>